Зачем нужны утилитарные квадры, понятно - чтобы продираться сквозь буреломы, с нездоровым наслаждением форсировать болота, разбрызгивая жижу всеми четырьмя буксующими колесами, ну и еще чтобы по дачным просторам возить всякий хлам. Но, оказывается, есть у этих машин и другое применение - альпинизм.
Honda TRX400Год выпуска 2008Двигатель 397 см3Макс.мощность 19,7 л.с.Масса 271 кгОриентировочная цена 220 000-230 000 руб. Yamaha Bruin 350Год выпуска 2005Двигатель 348 см3Макс.мощность 21,6 л.с.Масса 271 кгОриентировочная цена 170 000-180 000 руб.
В мои цепкие лапы попалась пара таких недорогих и популярных квадров. Горная местность близ города Сочи, будущей столицы Олимпийских игр, - великолепный полигон для испытаний проходимости и управляемости утилитарников. Тут тебе и крутые подъемы, и скользкие дорожки, и быстрые горные реки, и шашлык под красное вино (до которого еще надо добраться). Я нанес маскирующий грим на лицо, проверил штурмовую винтовку и настроился на боевые испытания ATV...
Глядика, утилитарный квадроцикл может быть красивым - TRX400 очень неплох! Необычно выглядит «моторный отсек»: инженеры сделали картер 1-цилиндрового двигателя такого необъятного для 400 кубов размера, что можно вообразить будто мотор с системой жидкостного охлаждения. Разобрав пол-квадра и до полуобморока замучив механиков техническими вопросами, я добился-таки ожидаемого ответа: движок - «воздушник». Его параметры не для солидности и даже не для повышения самооценки владельца TRX400. Квадр оснащен фирменной «хондовской» гидростатической трансмиссией, вот ее механизм и занимает столько пространства.
«Фишка» трансмиссии - возможность выбирать автоматический или ручной режимы переключения передач (хотя правильнее сказать «режимы передаточного отношения», потому что как таковых ступеней у КП нет). Разобравшись с простыми органами управления (в ручном режиме управление трансмиссией происходит клавишами «+» и «-» на левой рукоятке руля), оценил возможности «умной» гидравлики Honda. Если «передачи» переключать самому, квадр разгоняется заметно быстрее, чем с «автоматом», а езда становится интереснее. Приятная особенность режима Manual - можно эффективно тормозить двигателем, что здорово помогает при спусках с крутых склонов, где усилия одних только тормозов уже недостаточно. Кроме того, «автомат» сжигает больше топлива, что при небольшом 14-литровом бензобаке становится дополнительным аргументом в пользу «механики»... Тем не менее, через час-другой активной езды устаешь играться с трансмиссией и переключаешь ее на автоматический режим - с ним проще.
Кнопки управления гидротранс миссией:просто и удобно Рычаг селектора: он срабатывает четче,чем у Yamaha
Тормоза у Honda TRX400 тоже непростые. Я долго ползал под квадром, пытаясь идентифицировать странные механизмы на передних колесах: вроде, «барабаны»... Но что-то они слишком большие и почему-то к ним подсоединены шланги гидропривода. Оказалось, это действительно барабанные тормоза, но с гидравлическим приводом (вместо S-образного кулачка колодки разжимает гидроцилиндр) - тормоза такого типа установлены на задний колесах «Жигулей». Оценивать эффективность тормозных механизмов на скользких горных тропках - занятие неблагодарное, ведь чтобы на них быстро замедлиться, гораздо важнее масса ATV и рисунок протектора шин. Так что восхвалять тормоза Honda не стану: полезнее было торможение двигателем.
Преимущество барабанных тормозовпо сравнению с дисковыми - они герметичны.При этом цепкости им не занимать. Задний тормоз только на правом колесе,но поскольку мост без дифференциала,«барабан» останавливает оба колеса.
Четырехколесник Honda ниже Yamaha, тяжелее на 9 кг, его база чуть больше, чем у Bruin. От этого TRX кажется массивнее, и ждешь, что он менее поворотлив, чем конкурент. А это не так. Стоит прохватить на нем вдоль каменистого русла горной реки, затем «нырнуть» в быстрый поток и, проплыв пару метров, выскочить на другом берегу, резко развернуться и влететь на крутой холм, как становится ясно, что Honda - дружелюбный и легко управляемый квадр. Вовсе не хочу сказать, что этих качеств лишен Yamaha Bruin: оба утилитарника становятся «понятливы» и послушны уже через полчаса покатушек, и водитель легко контролирует поведение того и другого ATV.
Спустившись с гор, грязные, но довольные, мы с напарником прокатились по асфальтированной дороге. Скоростное перемещение - явно не сильная сторона маленьких утилитарников: TRX смог разогнаться лишь до 70 км/ч (Bruin и того меньше)! Можно развить и большую скорость, но для этого придется спускать квадроциклы с крутых склонов Фудзиямы или Ахуна. Кроме того, даже при 60 км/ч ходовая «пускается в пляс», а руль норовит вырваться из рук.
Зато «offroad-альпинизм» дается квадрам довольно легко. Как и легкие 250-кубовые эндурики, маленькие четырехко-лесники упрямо ползут в гору там, где мощные и тяжелые ATV, такие как TRX680 или Grizzly 700, начинают сползать под собственным весом вниз либо буксовать в силу «выброса» излишней мощности. При штурме склонов очень кстати пришлась «хондовская» система ручного управления трансмиссией: включаешь первую «передачу», перемещаешь вес тела вперед, утапливаешь курок газа на 40-50% - и TRX медленно взбирается на гору. В режиме «автомат» стоит чуть больше нужного дать газу, как гидротрансмиссия норовит перескочить на вторую «передачу», что совсем не на пользу процессу. Yamaha Bruin со скалолазанием тоже справился, но потребовалось поддерживать обороты его двигателя «повыше», чем у Honda.
Настоящие боевые испытания без жертв не обходятся. Преодолев один из крутых подъемов в седле Bruin, я остановился на вершине, снял шлем и возгордился собой - непростой склон взят! Когда же обернулся, чтобы взглядом найти ползшего следом на TRX фотокора, увидел, как в воздухе мелькнули колеса его Honda... Впору было схватиться за сердце: в наше время непросто найти хорошего фотографа! Охнул сочинский владелец ATV - квадрто недешевый... К счастью, все остались живы и здоровы, a TRX400 прошел краш-тест вообще без потерь! А ведь квадроцикл два раза кувыркнулся, ударился о землю сначала рулем и приборкой, затем боком, потом снова рулем и наконец завалился на бок. Даже руль не погнулся, и приборка не треснула! Владелец рассказал, что на этом ATV уже не раз переворачивались - а он все никак не ломается... Согласитесь, ценное качество для утилитарной машины, судьба которой редко бывает легкой и счастливой.
Друг потапыч
У маркетологов Yamaha есть чувство юмора: слово Bruin означает «мишка». Именно так, уменьшительно-ласкательно, а не просто «медведь». Ну да, есть в модельной линейке компании и машина с устрашающим названием «гризли» - 400-кубовый четырехколесник. Но в том и юмор: внешне он недалеко ушел от своего прародителя Bruin 350. Кто видел Grizzly хотя бы раз, «кровь» «мишки» распознает сразу: оба квадра - почти близнецы. В отличие от изящных, плавных форм Honda TRX, брутальный Bruin как бы говорит всем своим видом: «Да, я небрит и грубоват - зато мужик!»... Приборная панель настолько миниатюрно-функциональна, что даже военные машины по сравнению с этим Yamaha кажутся люксовыми седанами. Дизайн приборки - как у популярного эндурика Yamaha XT600: тот же лаконичный прямоугольник спидометра с несколькими контрольными лампами. Указателя уровня топлива нет. О различиях трансмиссии Bruin и Grizzly. У первого она совсем простая: полноприводный режим или «задние - ведущие», у рычага селектора три положения - «вперед», «назад» и «нейтраль». Ни тебе блокировки дифференциала, ни понижающей передачи. Зато и стоит Bruin дешевле, чем «Гризли».
Рычажков и кнопочек на левой рукояти аж пять. Для Bruin - роскошь Вот и все приборы... У моего друга часы более навороченные! Механизм стояночного тормоза: просто и эффективно
Недостатки Bruin - маломощность движка и склонность к опрокидыванию. Уверен, что если бы наш фотограф закрутил свое фирменное «сальто-мортале» на Yamaha, квадр кувыркнулся бы не пару раз, а катился до самого подножия горы... Bruin выше и короче Honda, и это дает о себе знать: в крутых поворотах даже при свешивание пилота Yamaha опасно приподнимает колеса внутрь поворота. Если наездник пусть и дородный, но неопытный, квадр может легко перевернутся.
С другой стороны, меньший вес и больший клиренс делают Bruin чуть проворнее Honda: Yamaha оставил впечатление легкого луноходика, скачущего по камням и холмикам, аки бурундук. Привыкнув к повышенной «брыкучести» и особенностям управления «Мишки», от Honda не отстанете. «Ямаховские» моторы-«воздушники» всегда отличались шумностью работы, и двигатель Bruin - не исключение. Слышно все: от шелеста цепи ГРМ до клацанья клапанов. Не скажу, что очень приятно бесконечно слушать это музыкально-механическое сопровождение, но есть в нем и положительный момент: когда запомнишь тоны звучания исправного движка, несложно распознать признаки поломки или износа его деталей.
Алгоритм включения переднего или заднего хода стандартный: зажимаешь тормоз и втыкаешь «кочергу» селектора в нужное положение, но вот беда, работает селектор нечетко. Наезднику приходится прикладывать больше усилий, чем на Honda, и, возможно, повторять процедуры не раз - иначе трансмиссия так и будет работать в режиме «нейтраль».
Передние тормоза - дисковые:в Yamaha не стали экспериментировать Цилиндр установлен с наклоном.За счет этого и место сэкономили,и центр тяжести немного понизили Все как у TRX: один тормоз,моноамортизатор и неразрезная ось
В этом тесте сложно оценить и сравнить проходимость обоих ATV: покрышки уже чуть «поезженного» TRX'a успели превратиться почти в гоночные слики, тогда как у Bruin резина была новой и с гипертрофированными грязезацепами - с такой «обувкой» хоть на стену карабкайся! Кроме новых покрышек, хозяин «Мишки» установил мощную лебедку и большие багажные кофры. Лебедка очень пригодилась.
Коварный проводник, сочинский абориген, сам рассекавший по горам на своем боевом Honda XR250, улыбаясь, поманил ручкой: «Дружище, проезжай вот сюда...» - и указал на лужицу, покрытую ковриком опавшей листвы. Я, простофиля, не разглядел в улыбке лукавства и, энергично закивав, радостно бросился... в западню: лужица оказалась бездонным хранилищем, казалось, мировых запасов жидкой грязи. Yamaha Bruin безнадежно «сел»! Оставив безрезультатные попытки вытащить квадр - «враскачку», на малом и полном газу, с подключенным передним приводом и только, признал свое поражение и взмолил о помощи.
Снисходительно хмыкнув, шутник прицепил трос лебедки к TRX'y, и через 15 минут Yamaha выполз из грязевого плена. Что еще раз доказывает: не лезьте куда ни попадя, если даже вы на вездеходе, не шастайте поодиночке и без лебедки на четырехколеснике: иначе на радость плотоядным, а также мелкой, но не менее прожорливой живности так и останетесь в лесу.
Если вас до сих пор никто не слопал и вы задумали выбрать один из этих квадров, поделюсь впечатлениями. По всем показателям Honda TRX превосходит Yamaha Bruin: он симпатичнее, удобнее, проще в управлении и, по отзывам механиков сочинского мотосалона, надежнее. Добавлю и такую немаркетинговую оценку: и интереснее. Но это не значит, что «Мишка» плохой. Пусть у него не настолько навороченная гидротрансмиссия, он не так стабилен в поворотах, мотор работает грубее, громче, однако и у него есть характер и индивидуальность... Подозреваю, такие «равнения» этих двух улит..., простите, утилитарников напоминают извечный спор: что лучше - простая механика и брутальный дизайн или современная начинка, навороченная электроника и стремительные линии техностиля?
Карбюраторный «Джиксер» 1100 или последний Yamaha R1 с таким обилием «умных» штучек, что позавидует и «Боинг»?
Каждому свое. Но у Bruin есть одно ощутимое преимущество - цена. Yamaha существенно дешевле Honda, и я бы еще крепко задумался, стоит ли переплачивать за немного более совершенный утилитарник, удел которого тот же - не лазать по горам, а пахать, тянуть и немного плавать.
[Via http://news.japancar.ru]
16.06.2008 17.06.2008 18.06.2008 19.06.2008 20.06.2008 21.06.2008 22.06.2008 23.06.2008 24.06.2008 25.06.2008 26.06.2008 27.06.2008 29.06.2008 16.07.2008 17.07.2008 18.07.2008 19.07.2008 20.07.2008 21.07.2008 22.07.2008 23.07.2008 24.07.2008 25.07.2008 26.07.2008 27.07.2008 28.07.2008 29.07.2008 30.07.2008 31.07.2008 01.08.2008 03.08.2008 04.08.2008 05.08.2008 06.08.2008 07.08.2008 08.08.2008 10.08.2008 11.08.2008 12.08.2008 13.08.2008 14.08.2008 15.08.2008 17.08.2008 18.08.2008 19.08.2008 20.08.2008 21.08.2008 22.08.2008 24.08.2008 25.08.2008 26.08.2008 27.08.2008 28.08.2008 29.08.2008 31.08.2008 01.09.2008 02.09.2008 03.09.2008 04.09.2008 05.09.2008 06.09.2008 07.09.2008 08.09.2008 09.09.2008 10.09.2008 11.09.2008 12.09.2008 13.09.2008 14.09.2008 15.09.2008 16.09.2008 17.09.2008 18.09.2008 19.09.2008 21.09.2008 22.09.2008 23.09.2008 24.09.2008 25.09.2008 26.09.2008 27.09.2008 28.09.2008 29.09.2008 30.09.2008
Подпишитесь на каналы Сообщения [Atom]